Как правило, в раннем и дошкольном возрасте
медлительные дети не доставляют особых хлопот родителям и воспитателям, так как
при правильном воспитании и регламентированном режиме они спокойны, «удобны»,
исполнительны, в группе «не мешают» и их трудности часто остаются
незамеченными.
Проблемы возникают с поступлением ребенка в школу. Связаны они,
как правило, с тем, что медлительный ребенок вследствие низкой подвижности
нервных процессов, низкой переключаемости испытывает постоянный дефицит
времени, не успевает за темпом работы класса при все увеличивающейся нагрузке,
что приводит к ситуации стресса и неуспеха.
Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными
детьми, необходимо знать и учитывать их особенности.
Как помочь ребенку преодолеть
тревожность? Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на
нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами,
страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из
школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из
пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность
избежать еще больших неприятностей, т.д.
Человеку
свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает
такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать
то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным. Страх
является наиболее опасной эмоцией. В
основе классификации страхов лежат предмет страха, особенности его протекания,
продолжительность, сила и причины возникновения.
Каждый
новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в
детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным
комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним
порой сопряжены с немалыми трудностями.
Первые правила входят в жизнь ребенка со словом «НЕЛЬЗЯ»: нельзя
трогать, брать, делать. Нельзя колоть себя булавкой, трогать огонь –
будет больно тебе; нельзя толкать другого, ломать его вещи – будет
больно (физически или психологически) другому. Некоторые «нельзя»
меняются по мере взросления ребенка: малышу нельзя трогать ножницы, а
дошкольнику - можно.
Запреты необходимы, чтобы сделать возможным сосуществование множества
людей, с их разными, иногда противоречивыми желаниями. По большому счету
нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому
человеку или его окружению — все остальное МОЖНО.
Волнующий голос матери, убаюкивающие прикосновения, нежный запах –
первые ощущения ребенка, пришедшего в этот мир. Каким этот мир станет
для ребенка – добрым или злым, радостным или печальным, жадным или
бескорыстным? Откуда в жизни появляются Счастливцевы и Несчастливцевы?
Почему один уверенно идет по жизни, а у другого жизнь полна сомнений и
неудачь? Возможно, ответ на эти вопросы скрывается в одном слове –
«ЛЮБОВЬ».
Этот ребенок ни секунды не сидит спокойно. Носится, крутится волчком, пытается
куда-то забраться, хватает и тут же бросает предметы. Внутри у него как
будто моторчик, который не дает ему усидеть на месте. По статистике,
синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдают от 4 до 9%
детей дошкольного и школьного возраста. Значит, в каждом классе из 25
человек вероятно присутствие 1-2 гиперактивных детей. Они «заражают»
своим поведением одноклассников, и учитель зачастую оказывается бессилен
добиться дисциплины на уроке.
Чтобы помочь Вашему ребенку справиться со
школьными проблемами, особенно в начале обучения, предлагаем Вам
несколько идей, которые могут облегчить переход от домашнего окружения к
школьному и смягчить стресс первых дней пребывания в школе.