Четверг, 16.05.2024, 18:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Образовательный портал ГОУ "Школа здоровья" № 1702

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Рекомендации медицинской службы школы [12]
Рекомендации психологической службы школы [11]
Рекомендации педагогической службы школы [10]
Рекомендации социальной службы школы [3]
Рекомендации логопедической службы школы [6]
Библиотека
Сравнительные результаты анкетирования учащихся школы по ЗОЖ 
РЕЗУЛЬТАТЫ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2011-2012 уч.г. 
5 шагов против гриппа 
Советы родителям будущих первоклассников. 
Разговор с родителями. 
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Полезная информация для родителей » Рекомендации психологической службы школы

Этот ребенок ни секунды не сидит спокойно

Этот ребенок ни секунды не сидит спокойно. Носится, крутится волчком, пытается куда-то забраться, хватает и тут же бросает предметы. Внутри у него как будто моторчик, который не дает ему усидеть на месте. По статистике, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдают от 4 до 9% детей дошкольного и школьного возраста. Значит, в каждом классе из 25 человек вероятно присутствие 1-2 гиперактивных детей. Они «заражают» своим поведением одноклассников, и учитель зачастую оказывается бессилен добиться дисциплины на уроке.

h

Нарушение внимания, импульсивность, повышенная возбудимость, трудности в обучении и межличностных отношениях... Проявления гиперактивности знакомы многим родителям и, уж точно, любому педагогу. Активность таких детей часто бывает бесцельной. Им трудно скоординировать свои движения, и от этого они бывают неловкими, неуклюжими, что повышает риск травматизма.
Импульсивность гиперактивного ребенка часто выражается в том, что он действует не думая, на вопросы отвечает невпопад, перебивает, не выслушивает до конца. Внимание такого ребенка очень избирательно. Ему трудно сосредоточиться на одном занятии. Он отвлекается, легко переключается, постоянно забывает, что нужно сделать, не может самостоятельно довести дело до конца. Однако, к удивлению родителей, может часами просиживать над играми и заданиями, с которыми ему удается успешно справляться. Подобная избирательность связана с увлеченностью и удовольствием, получаемым от конкретного занятия.

В школе проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, как правило, усиливаются. Требования к обучению таковы, что ребенок не в состоянии выполнять их в полной мере. Его поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в учебе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство гиперактивных детей имеют хороший интеллектуальный уровень. Но во время уроков им трудно справляться с заданиями, так как, испытывая трудности в организации работы, они довольно скоро выключаются из учебного процесса.

Дома дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо себя ведут и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, непослушны, неаккуратны. Они не помогают родителям, не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений. Слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах поток упреков и замечаний в адрес своего ребенка, родители гиперактивных детей в конце концов приходят в отчаяние и часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Некоторые стремятся бороться с «непослушанием» жесткими мерами, усиливают дисциплинарные способы воздействия, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. А бывает и так, что родители, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, уверовав в невозможность что-либо изменить, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий.

Родителям очень важно понимать и помнить:ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков не исправят его поведения, а в большинстве случаев, наоборот, только ухудшат дело. Важно сохранять теплое отношение к ребенку, проявлять терпение и стремиться к взаимопониманию. Со временем отрицательные стороны поведения исчезают.

В семье, где есть гиперактивный ребенок, психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:

1. С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет задание вместе с ребенком, желательно избегать не только криков и приказаний, но и восторженных интонаций. Будучи очень восприимчивым, гиперактивный  ребенок скорее всего быстро присоединится к настроению взрослого. Эмоции захлестнут его и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
2.  Если взрослый хочет, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, нужно давать ему инструкции определенным образом. Прежде всего, указания должны быть короткими и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Нельзя давать ребенку несколько заданий  сразу,  например: «Иди в комнату, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол...» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее.
3.  Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе. От этого страдает его самооценка. Поэтому необходимо замечать его успехи и достижения, даже самые незначительные.   Гиперактивный   ребенок  не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны звучать немедленно и происходить как можно чаще. При этом недопустима похвала неискренняя, незаслуженная: дети тонко чувствуют фальшь  и вскоре перестанут вам доверять.
4. Если родители считают нужным запретить какую-либо деятельность ребенка (например, ему нельзя гулять одному или брать в руки спички), им надо помнить, что подобных запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, как именно будет наказан за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть последовательными при исполнении санкций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания, а любой неожиданной «эмоциональной бури». Все это приведет лишь к тому, что он начнет скрывать происшествия от родителей, и детско-родительские отношения ухудшатся.
5. В повседневном общении с гиперак­тивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». На такой запрет гиперактивный ребенок тут же отреагирует непослушанием. Говорите с ребенком, во-первых, спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете. Во-вторых, желательно не говорить ему «нет», а предоставить возможность выбора, переключить его внимание с одной деятельности на другую. Например: «Нехорошо разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим к ней лист бумаги». 6. В силу импульсивности, гиперактивному ребенку трудно по первому требованию переключиться с одного вида деятельности на другой. Лучше заранее предупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родителям надо вместе с ним уйти из дома, можно сказать ему: «Через 10 минут мы выключаем телевизор». Хорошо, если об истечении 10 минут ему напомнит звонок будильника или таймера.
7.  Соблюдение четкого режима дня важное условие успешного воспитания гиперактивного ребенка. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних за­даний необходимо осуществлять в одно и то же известное ребенку время. Кроме того, гиперактивного ребенка следует, по возможности, огородить от длительных занятий на компьютере и от длительного просмотра телевизионных передач.
8. Усталость гиперактивных детей, к удивлению родителей, проявляется в виде двигательного беспокойства,  которое родители  часто  принимают за активность. Чтобы предотвратить перевозбуждение, надо ложиться спать в строго определенное время. Причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил.
9.  Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и «быстро схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду (или школе) слишком примитивна, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако увеличение учебных нагрузок зачастую ведет к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.
10.  Очень часто у гиперактивных детей возникают проблемы с закреплением материала. Если занятие по новой теме было единичным, гиперактивный ребенок может продемонстрировать понимание материала и ответить на вопросы, но на следующий день ничего не помнить. Родители, не знакомые с этой особенностью, часто злятся и думают, что ребенок намеренно не хочет отвечать на вопросы. На самом деле ему просто нужны повторения, подкрепленные рисунками и схемами.
Интеллектуальная деятельность гипе­рактивных детей отличается циклично­стью. У такого ребенка есть интенсивные рабочие периоды, а есть периоды «выключения». Домашняя работа должна быть подстроена под ритм работы мозга ребенка. Если он смотрит в пространство или перекладывает ручки, надо оставить его в покое на 5-10 минут. После короткого периода восстановления сил можно вернуться к занятиям. 11. Обычно учителя рекомендуют начинать работу с выполнения сначала самых сложных заданий, а потом переходить к простым. Это абсолютно верно для любых других детей, но не для гиперактивных. Если ребенок сталкивается со сложным заданием в самом начале работы, он «опускает руки» и полностью теряет сосредоточенность. Гиперактивные дети любят делать то, что у них хорошо получается. Они не стремятся к преодолению трудностей, сложные задания их не вдохновляют. По этой простой причине в начале занятий необходимо дать ребенку самое легкое задание, с которым он справится без напряжения. «Разогревшись», ребенок приобретает нужную сосредоточенность и уверенность в своих силах. После первого задания он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Ребенка нужно обязательно похвалить за выполнение задания. Вообще, гиперактивные дети нуждаются в похвале и поддержке взрослых гораздо больше, чем другие их сверстники. Заканчивать нужно опять чем-то легким. Очень важно, чтобы у ребенка осталось ощущение успешности проведенного занятия. 12. Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать ему возможность израсходовать избыточную энергию, записывают его в спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается жесткого, авторитарного стиля, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается наказаниям и ограничениям, занятия лишь будут способствовать нарастанию гиперактивности. Если дети в секции заняты только групповыми видами занятий (волейбол, футбол, хоккей), а гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли успокоится и после занятий вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию дома. Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием или бегом. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в группе сверстников. В таких ситуациях совместные занятия с родителями принесут ему гораздо больше пользы.
13. Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном. Во время таких прогулок папа или мама могут побыть с ребенком наедине, откровенно поговорить с ним о том, что его волнует. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

 

Категория: Рекомендации психологической службы школы | Добавил: Ларина_Анна (14.10.2010)
Просмотров: 3065 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]