Существуют три вида страхов. В
основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания,
продолжительность, сила и причины возникновения.
Навязчивые страхи –
эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он
боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам
относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и
др.
Бредовые страхи –
самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти
невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой
или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на
серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться
ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной.
Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то
в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается
повторения ситуации.
Сверхценные страхи –
самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны
собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи
сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо
жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем
другом ребенок думать не может.
К детскому сверхценному страху
можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет
ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также
страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Причины возникновения детских страхов
Человеку
свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает
такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать
то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным. Страх
является наиболее опасной эмоцией.
На биологическом уровне реакция на страхпсихологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На |
Это реакция на действительную
или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм
человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться
долго. Существует несколько причин возникновения страха.
Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай,
который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие
страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных
собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх.
Во многом это зависит от
особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм,
неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты
характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не
будешь спать – заберет Баба-яга!".
Самые распространенные – это внушенные страхи.
Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые
непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об
опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало
больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого.
В результате ребенок
воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери –
обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже
чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха,
которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие
страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия.
Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в
детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и
призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый
ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и
успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым
последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками.
Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не
хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.
Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники.
Проявлением невроза можно
считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста
ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие
нормы.
Преодоление детских страхов.
Советы родителям.
- Не стоит заниматься
"закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не
запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете
ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких
"закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
- Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
- Не принижайте значение
страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать
почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу,
что "монстров" не существует, обычно невозможно.
- Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
- Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
- Постарайтесь отвлекать
ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой,
наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
- Поддерживайте ребенка, но
не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не
включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит
малыша, но не избавит его от страха.
Советы педагогам: что делать, если ребенок боится:
- Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
- Следует поговорить с
воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке,
посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести
неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" –
"нет" или "боюсь" – "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не
боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать
непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен
подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список
страхов с листочка.
- Попробовать переубедить
ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить
малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником
своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и
обязательно о том, как вы перестали бояться.
- Сочинить вместе с ребенком
сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть
обязательно о том, как герой побеждает страх.
- Нарисовать страх – это
самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как
ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно
объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и
он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно
развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая
все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой
молодец, что смог победить страх.
- Использовать игру или
инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить
достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не
стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.
- Организовать общение
ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать
моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих
мыслей.
- Все виды коррекции стоит применять в комплексе.
Источник:
Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"
|