Как правило, в раннем и дошкольном возрасте
медлительные дети не доставляют особых хлопот родителям и воспитателям, так как
при правильном воспитании и регламентированном режиме они спокойны, «удобны»,
исполнительны, в группе «не мешают» и их трудности часто остаются
незамеченными.
Проблемы возникают с поступлением ребенка в школу. Связаны они,
как правило, с тем, что медлительный ребенок вследствие низкой подвижности
нервных процессов, низкой переключаемости испытывает постоянный дефицит
времени, не успевает за темпом работы класса при все увеличивающейся нагрузке,
что приводит к ситуации стресса и неуспеха.
Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными
детьми, необходимо знать и учитывать следующие их особенности.
• Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у сверстников
(скорость письма - в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза,
скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза).
• У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они
могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно.
Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности толкают
детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки,
неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т.
п.).
• У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию до
начала самого действия. Им необходимо достаточно длительное время на включение
в работу и переключение.
• При форсировании скорости выполнения задания время его выполнения у
медлительных детей не только не уменьшается, но и увеличивается. Это
свидетельствует о неэффективности «подгонки».
• У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так
сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма.
• Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники - при
одинаковой интенсивности ее подачи, но если темп увеличивается, медлительные
дети воспринимают меньше половины. Вот почему у активного, с быстрыми речью и
действиями учителя такому ребенку особенно трудно учиться.
Тезис «умеет — сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно
знать и уметь, но не успевать выполнять.
• Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на
котором проходит учебная деятельность медлительного ребенка.
С этими особенностями медлительных детей необходимо считаться и в процессе
обучения в школе, и в домашних условиях. Педагоги и родители в силах оказать
максимальную помощь и поддержку детям с медленным темпом деятельности. Нужно
только понять их, принять такими, какие они есть, и захотеть помочь.
Как же помочь медлительному ребенку преодолеть дискомфорт и тревожность,
раскрыть свои способности и возможности, обучаясь в школе? Рекомендации
родителям медлительных детей
Уважаемые родители!
Никогда не ругайте ребенка за медлительность, так как это особенность нервной
системы человека и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание
быстрее.
Спокойствие, выдержка, доброжелательность, ровный тон голоса, без раздражения и
окриков, должны стать постоянными спутниками в общении с вашим ребенком.
Общайтесь с ребенком не в быстром, а в медленном темпе.
Никогда не торопите, не подгоняйте ребенка, не используйте в общении с ним
слова «Быстрее!», «Не копайся!», «Сколько можно ждать?» - это вызовет обратную
реакцию, возможно стресс, что впоследствии может стать причиной невроза. Продумайте и организуйте домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей
недели. Четкая организация режима дня поможет медлительному ребенку справиться
с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Составьте круг
обязанностей ребенка, постепенно расширяя их, не разрешайте откладывать
выполнение задания на другое время.
Не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте с той,
что получается хорошо. Не торопитесь заставлять ребенка выполнять задания
самостоятельно, составьте вместе план работы, разберите его.
При выполнении домашних заданий строго и четко регламентируйте и дозируйте
время, отводимое на каждый предмет. Помогайте ребенку включиться в работу.
Чередуйте нагрузку с отдыхом. Начинайте выполнение домашней работы с предметов,
с которыми ребенок справляется быстрее. Избегайте отвлекающих факторов
(включенный телевизор, компьютер, разговоры, игрушки и т.д.).
Помните: продленка не для медлительных детей. После школы ребенку лучше быть в
спокойной обстановке.
Ребенку следует исключить все дополнительные нагрузки, так как они для
медлительных детей утомительны.
Не рекомендуется обучение детей с замедленным темпом деятельности в школах
повышенного уровня – лицеях, гимназиях.
Записывая ребенка в спортивные секции, кружки, избегайте тех, что носят
соревновательный характер, вызывают большую физическую нагрузку,
перевозбуждение. Выберите те, где ребенок будет чувствовать себя спокойно,
увлеченно занимаясь в течение продолжительного времени.
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели: чаще хвалите,
когда он этого заслуживает, подбадривайте, подчеркивайте успехи. Это укрепит
уверенность ребенка в своих силах, повысит его самооценку.
Главное, о чем должны знать мы, взрослые, - это то, что для помощи медлительным
детям нужны системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога,
родителей.
Важно помнить: при создании необходимых условий, при учете индивидуальных
особенностей ребенка и, главное, при работе в оптимальном темпе качество и
точность работы медлительных детей могут быть очень высокими, а обучение в
школе может быть вполне успешным. Необходимо сделать все возможное, чтобы
медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным, помочь ему
раскрыть свой потенциал.
|