Четверг, 16.05.2024, 15:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Образовательный портал ГОУ "Школа здоровья" № 1702

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Рекомендации медицинской службы школы [12]
Рекомендации психологической службы школы [11]
Рекомендации педагогической службы школы [10]
Рекомендации социальной службы школы [3]
Рекомендации логопедической службы школы [6]
Библиотека
Сравнительные результаты анкетирования учащихся школы по ЗОЖ 
РЕЗУЛЬТАТЫ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2011-2012 уч.г. 
5 шагов против гриппа 
Советы родителям будущих первоклассников. 
Разговор с родителями. 
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Полезная информация для родителей » Рекомендации логопедической службы школы

О чистоте речи (Булатова Ю.В.)

   Овладение правильным звукопроизношением – важное звено в становлении речи ребенка. К началу школьного обучения все недостатки звукопроизношения должны быть устранены. Иначе говоря, приходя в первый класс, ребенок должен говорить уже чисто, в соответствии с нормами родного языка.
    В настоящее время приходится констатировать тот факт, что увеличивается количество детей с недостатками звукопроизношения, со смазанной речью в начальной школе. Специалистов уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с не резко выраженными недостатками в развитии. Эти недостатки  наблюдаются в том числе и в речевом развитии детей.
     Существует мнение, что нарушения звукопроизношения не влияют на успешность в обучении. В некоторых случаях это действительно так. Крайне редко неправильное произношение звуков обусловлено исключительно особенностями строения и работы речевого аппарата.     

    Однако такие случаи встречаются очень и очень редко.
Зачастую родители привыкают к речи ребенка, речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него самого трудностей в общении. По этой причине в дошкольном возрасте, пока к речи не предъявляется особых требований, недостатки звукопроизношения не беспокоят родителей, а иногда даже не замечаются.
     Естественно, что на ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает постепенно:
в 1 – 2 года усваивает звуки А,О,Э,П,Б,М;
в 2 – 3 года – И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й;
от 3 до 5 – С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ;
в 5 – 6 – Л,Р.
    При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 – 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
    Родители должны знать, что даже в раннем возрасте (до 3 – 5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда с заметным надуванием щек), межзубное произношение звуков, когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости.
Внешне недостатки в звукопроизношении могут проявляться в следующих вариантах:
    * Полное отсутствие звука в речи ребенка после 5 – 6 лет (например, Р или Л). Ребенок говорит ыба  вместо рыба,  ампа вместо лампа.
    * Полная замена одного звука другим, более простым по артикуляции. Например, лыба вместо рыба, суба вместо шуба.
    * Искаженное произношение звука.
Основные причины, мешающие детям с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих резких отклонений в поведении овладеть правильным произношением.
    * трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха);
    * выраженные дефекты в строении речевого аппарата (губ. зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба);
    * недостаточная подвижность губ и языка;
    * отсутствие правильного образца речи для подражания.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Одной из наиболее частых причин перехода «возрастного косноязычия» в более поздний возраст являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков (с – з, с – ц, р – л и др.).
       Если положить перед таким ребенком две картинки, на одной из которых нарисован МИШКА, а на другой изображена МИСКА, и попеременно их называть, то ребенок не сможет показать соответствующую картинку. Он будет показывать их наугад. При этом он хорошо понимает разницу в самом значении слов, и если попросить ребенка показать ПЛЮШЕВОГО МИШКУ и СИНЮЮ МИСКУ, то он без труда справится с заданием, ориентируясь на «подсказывающие» слова.
     Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения , имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены ,неизбежно начинают отражаться и на письме.     Ребенок как говорит, так и пишет. В этих случаях проговаривание в процессе письма, помогающее ребенку уточнить звуковой состав записываемых слов, дает прямо противоположный результат. Подобные трудности возникают и при чтении, и даже мешают при обучении математике. К имеющимся трудностям прибавляются  новые.
Второй причиной неправильного произношения являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Наиболее часто встречаются:
    * Неправильное строение челюстей и зубов. Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов, слишком выступающая вперед верхняя или нижняя челюсть, неправильный прикус.
    * Слишком большой или слишком маленький язык. Этот недостаток встречается нечасто, но он также затрудняет нормальное произношение. Ведь именно язык играет ведущую роль в процессе образования звуков.
    * Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное – он не может подниматься вверх.
    * Расщелина верхней губы, мягкого и твердого неба
При недостатках в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искаженно, а не заменяются другими звуками. Однако и в этих случаях возможна коррекция звукопроизношения.
Третьей причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность речевых органов. Чаще всего речь здесь идет о слабости мышц губ и отдельных мышц групп языка: его кончика, боковых краев и спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного  артикулирования  звуков.
Итак, нарушение звукопроизношения в школьном возрасте – опасный сигнал. Неправильное произношение не только отражается на успешности в обучении, но и ведет к трудностям в общении со сверстниками. Далеко не все дети терпимы к недостаткам товарищей. С возрастом ребенок с нарушенным звукопроизношением осознает свои недостатки, может стать замкнутым, будет   постоянно   находиться  в стрессовом состоянии.
     Нельзя надеяться на то, что проблема «сама пройдет». Чем дольше сохраняется неправильное произношение, тем тяжелее ребенку привыкать к правильному. Бывает, что и звук поставлен, и ребенок изолированно правильно и легко его произносит, да и на занятиях под контролем логопеда у  него   получается правильно произносить этот звук в словах, а вот в общении с товарищами, с родителями он затрудняется себя контролировать. Вроде и умеет произносить, а вот умения свои не использует.
  Конечно, замечательно, если все трудности позади. Но если недостатки есть, необходимо обращаться к специалистам. Во школах есть логопеды. Вам всегда  готовы  прийти на помощь.

Категория: Рекомендации логопедической службы школы | Добавил: Ларина_Анна (14.10.2010)
Просмотров: 900 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]