Овладение правильным звукопроизношением – важное
звено в становлении речи ребенка. К началу школьного обучения все
недостатки звукопроизношения должны быть устранены. Иначе говоря,
приходя в первый класс, ребенок должен говорить уже чисто, в
соответствии с нормами родного языка. В настоящее время приходится
констатировать тот факт, что увеличивается количество детей с
недостатками звукопроизношения, со смазанной речью в начальной школе.
Специалистов уже давно волнует то обстоятельство, что в последние
десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с не резко
выраженными недостатками в развитии. Эти недостатки наблюдаются в том
числе и в речевом развитии детей. Существует мнение, что нарушения
звукопроизношения не влияют на успешность в обучении. В некоторых
случаях это действительно так. Крайне редко неправильное произношение
звуков обусловлено исключительно особенностями строения и работы
речевого аппарата.
Однако такие случаи встречаются очень и очень редко. Зачастую
родители привыкают к речи ребенка, речь ребенка в целом вполне понятна и
не вызывает у него самого трудностей в общении. По этой причине в
дошкольном возрасте, пока к речи не предъявляется особых требований,
недостатки звукопроизношения не беспокоят родителей, а иногда даже не
замечаются. Естественно, что на ранних этапах речевого развития слова
и фразы произносятся ребенком искаженно, с очень неточным звуковым
составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает постепенно: в 1 – 2 года усваивает звуки А,О,Э,П,Б,М; в 2 – 3 года – И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й; от 3 до 5 – С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ; в 5 – 6 – Л,Р. При
нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 – 6 годам ребенок
должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же
этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие»
перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии
каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть
правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о
нарушениях, недостатках звукопроизношения, требующих специальной
логопедической помощи. Родители должны знать, что даже в раннем
возрасте (до 3 – 5 лет) у детей могут быть и такие особенности в
произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к
«возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и
поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда
относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда с
заметным надуванием щек), межзубное произношение звуков, когда кончик
языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный
оттенок шепелявости. Внешне недостатки в звукопроизношении могут проявляться в следующих вариантах:
* Полное отсутствие звука в речи ребенка после 5 – 6 лет (например, Р
или Л). Ребенок говорит ыба вместо рыба, ампа вместо лампа. * Полная замена одного звука другим, более простым по артикуляции. Например, лыба вместо рыба, суба вместо шуба. * Искаженное произношение звука. Основные
причины, мешающие детям с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих
резких отклонений в поведении овладеть правильным произношением. * трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха); * выраженные дефекты в строении речевого аппарата (губ. зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба); * недостаточная подвижность губ и языка; * отсутствие правильного образца речи для подражания. Рассмотрим каждую из них подробнее. Одной
из наиболее частых причин перехода «возрастного косноязычия» в более
поздний возраст являются затруднения в слуховой дифференциации звуков
речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает
различия в звучании сходных звуков (с – з, с – ц, р – л и др.). Если
положить перед таким ребенком две картинки, на одной из которых
нарисован МИШКА, а на другой изображена МИСКА, и попеременно их
называть, то ребенок не сможет показать соответствующую картинку. Он
будет показывать их наугад. При этом он хорошо понимает разницу в самом
значении слов, и если попросить ребенка показать ПЛЮШЕВОГО МИШКУ и СИНЮЮ
МИСКУ, то он без труда справится с заданием, ориентируясь на
«подсказывающие» слова. Эта форма нарушений звукопроизношения
особенно коварна тем, что с началом школьного обучения , имеющиеся в
устной речи ребенка звуковые замены ,неизбежно начинают отражаться и на
письме. Ребенок как говорит, так и пишет. В этих случаях проговаривание в
процессе письма, помогающее ребенку уточнить звуковой состав
записываемых слов, дает прямо противоположный результат. Подобные
трудности возникают и при чтении, и даже мешают при обучении математике.
К имеющимся трудностям прибавляются новые. Второй причиной
неправильного произношения являются выраженные дефекты в строении
речевых органов ребенка. Наиболее часто встречаются: *
Неправильное строение челюстей и зубов. Сюда относится отсутствие,
деформация или неправильное расположение зубов, слишком выступающая
вперед верхняя или нижняя челюсть, неправильный прикус. * Слишком
большой или слишком маленький язык. Этот недостаток встречается
нечасто, но он также затрудняет нормальное произношение. Ведь именно
язык играет ведущую роль в процессе образования звуков. *
Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка). Язык при
этом лишается необходимой подвижности, а главное – он не может
подниматься вверх. * Расщелина верхней губы, мягкого и твердого неба При
недостатках в строении речевых органов звуки речи чаще всего
произносятся искаженно, а не заменяются другими звуками. Однако и в этих
случаях возможна коррекция звукопроизношения. Третьей причиной,
вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является
недостаточная подвижность речевых органов. Чаще всего речь здесь идет о
слабости мышц губ и отдельных мышц групп языка: его кончика, боковых
краев и спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений,
необходимых для правильного артикулирования звуков. Итак, нарушение
звукопроизношения в школьном возрасте – опасный сигнал. Неправильное
произношение не только отражается на успешности в обучении, но и ведет к
трудностям в общении со сверстниками. Далеко не все дети терпимы к
недостаткам товарищей. С возрастом ребенок с нарушенным
звукопроизношением осознает свои недостатки, может стать замкнутым,
будет постоянно находиться в стрессовом состоянии. Нельзя
надеяться на то, что проблема «сама пройдет». Чем дольше сохраняется
неправильное произношение, тем тяжелее ребенку привыкать к правильному.
Бывает, что и звук поставлен, и ребенок изолированно правильно и легко
его произносит, да и на занятиях под контролем логопеда у него
получается правильно произносить этот звук в словах, а вот в общении с
товарищами, с родителями он затрудняется себя контролировать. Вроде и
умеет произносить, а вот умения свои не использует. Конечно,
замечательно, если все трудности позади. Но если недостатки есть,
необходимо обращаться к специалистам. Во школах есть логопеды. Вам
всегда готовы прийти на помощь. |