Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю … Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н.М. Амосов |
Процесс обучения в школе ни в коем случае не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на его сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей, воспитание культуры здоровья.
Ресурсный центр ГОУ «Школа здоровья» №1702 работает в эксперименте по мониторингу здоровья детей, который направлен на то, чтобы вызвать интерес и осознанный подход каждого учащегося к своему здоровью. В 2010-2011 учебном году продолжена работа над проектом «Внедрение методов донозологического контроля в практику работы школы».
В сентябре 2010 года, проведено очередное анонимное компьютерное анкетирование школьников по вопросам здорового образа жизни. Полученные данные анкетирования, помогают коллективу судить о режиме дня школьников и соблюдении ими правил личной гигиены, о характере питания, о досуге и наличии вредных привычек, по классам и по школе в целом. Нажав на ссылку можно ознакомиться с результатами анкетирования.
Все учащиеся школы обследованы на электрокардиографе. На этом этапе проведена работа по оценке и прогнозированию состояния здоровья учащихся, степени напряжения регуляторных систем и риска развития заболеваний. Оценка состояния здоровья проводилась по так называемой системе «Светофор»:
Красный – плохое самочувствие, имеются жалобы;
Желтый – есть проблемы со здоровьем;
Зеленый – все хорошо!
Система «Светофор» благодаря своей наглядности отражает сущность донозологического подхода к оценке здоровья как динамического процесса перехода от физиологической нормы к патологии.
В результате проведенных обследований получена оценка статуса здоровья каждого обследованного ученика. После обработки полученных данных выявлена групповая оценка здоровья учащихся школы. С результатами обследования можно ознакомиться, нажав на ссылку.
В настоящее время в ресурсном центре создан банк данных анкетного и донозологического контроля о состоянии здоровья учащихся и составлены списки ослабленных детей и детей с факторами риска развития заболеваний.
На
основе анкетного опроса и донозологического контроля составлен план санитарно-просветительской работы
с учащимися и их родителями по
ведению здорового образа жизни. Проводятся беседы, классные часы, акции,
конкурсы, конференции, родительские собрания и т.д. по различным аспектам
здорового образа жизни. Работа
проводится как в учебное, так и внеучебное
время.
Медицинской службой ведется целенаправленная санитарно-просветительская и лечебно-профилактическая работа. Нажав на ссылку можно ознакомиться с результами.
Педагогический коллектив уделяет большое внимание сохранению и укреплению здоровья учащихся. В системе работы школы традиционны «Дни здоровья», декады физической культуры и спорта. В рамках декады прошли такие физкультурно-оздоровительные мероприятия как: туристический слет, викторина «Знатоки спорта», конкурс на проведение лучших подвижных перемен, спортивные соревнования «Самый спортивный класс», кросс. Так же в I полугодии были проведены веселые старты, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», соревнования по плаванию и др. К физкультурно-массовой работе широко привлекаются родители наших учеников. Более подробно с проведенными мероприятиями можно ознакомиться в разделе «Новости».
Большое внимание коллектив школы уделяет формированию ценности здоровья и здоровому образу жизни у учащихся и родителей.
Ученики приняли участие в школьном конкурсе рисунков,фотоколлажей "Красота в движении - здоровье с детства", для учащихся 4-х класссов была проведена акция "Скажи НЕТ!", приуроченная к Всемирному Дню отказа от курения и был проведен конкурс рисунков и плакатов "Здоровое питание" - 1 кл., "Наши друзья витамины" - 2 кл., "Лесная аптека" - 3 кл. Учащиеся 4 - х классов оформили экспозицию для Музея гигиены и здоровья "Курить - здоровью вредить". Во всех классах школы проведены классные часы "Учись быть здоровым".
Метод донозологического контроля за состоянием здоровья учащихся помогает выявить степень напряжения регууляторных систем, а главное разработать психо-коррекционную и оздоровительную программу для индивидуальной и групповой работы с детьми и с привлечением родителей.
С детьми, которые оказались в проблемных зонах запланирована и проводится индивидуальная работа. С родителями этих детей в ресурсном центре проводятся консультации и беседы по нормализации у детей режима дня и уменьшению нагрузок.
План дальнейшей работы:
1. Продолжить донозологический контроль за состоянием здоровья учащихся.
2. Проведение диагностики психоэмоционального состояния школьников, попавших в критическую зону в ходе донозологического обследования.
3. Консультирование родителей по проблеме сбережения здоровья детей.
4. Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью нормализации режима дня и уменьшению нагрузок у детей в учебное и внеучебное время.
5. Проводение классных часов, бесед с учащимися по ЗОЖ по классам, по возрасту.
6. Проведение уроков - экскурсий по окружающему миру в школьном Музее гигиены и здоровья.
7. Контроль за организацией уроков с учетом здоровьесберегающих требований.